Починковский конный завод

Немного истории

Починковский конный завод – это предприятие с богатой и давней историей. Его можно считать старейшим в РФ. История гласит, что Б. И. Морозов, будучи боярином, купил землю у Алексея Михайловича (царь). Эта земля была пустой, мордовской. На ней было полно полян и пустошей, а также присутствовали лесные и борнтные угодья. Этот участок перешел к новому владельцу за 143 рублей и 3 алтына с деньгой. Морозов решил использовать пастбища и луга продуктивно. Поэтому он повелел поставить в Починках «Конский завод». Это удалось сделать уже к 1652 г. Тогда же из столицы пригнали восемь жеребцов и шестьдесят маток. Здесь стали выращивать верховых и выездных лошадей. Часть из них была нужна для собственных нужд, а вот другая шла на продажу. Чтобы обслуживать лошадей, из разных российских губерний прибыли крепостные крестьяне.

Морозов умер в 1662 г., на его место пришел зять, который был казнен в 1682 г. Вотчина в Починках перешла в собственность государства. В период с 1694 по 1762 гг. Починки превратились в центр поташного производства на Руси-матушке. Конный завод тогда отошел в подчинение к поташной конторе, все лошади отсюда шли на поставку в контору, Петербург, а потом на армейские нужды.

В 1819-1821 гг. отстроили новое здание Починковского конного завода из кирпича. Строительные работы вели в течение в 6 лет. Здание квадратное, есть конюшни с несколькими проездами на внутренние территории, где хотели поместить вещевой склад, склад для продуктов, зимний манеж. О строительстве завода в ту эпоху слагали настоящие легенды, много споров вспыхивало. Поговаривали, что в строительстве участвовали тысячи граждан. Умельцы из Починок и Байка изготавливали кирпич, а вот фундамент собрали из камней Белой горы.

Современное положение дел

Поначалу на конном заводе выращивали верховых и кавалерийских лошадей. Маточный состав – немецкие упряжные лошади, а вот жеребцы – испанские и английские скакуны. Открытие государственной конюшни произошло в 1865 г. Тогда же стали выращивать рысистую породу. Жеребцов чуть позже набрали из завода, который был расформирован, и верховых самцов с владений А. Г. Орлова-Чесменского (граф). Потом стали выращивать тяжелую породу лошадей, а точнее тяжеловозов. Их закупали за границей (Бельгия, провинция Брабант). Вывели породу брабансонов. По состоянию дел на II половину XIX века улучшили породность рабочей лошади. Потом отказались о работ с верховыми и рысистыми породами в пользу тяжеловозов клейдестальской, барбансонской и першеронской пород. Брабансонов стали называть чуть позже битюгами.

Завод на некоторое время закрывали, а к 1914 г. открыли вновь. Здесь стали преобладать жеребцы тяжеловозных пород. Стали вновь заниматься разведением брабансонов. Потом стали использовать в качестве маточного состава утяжеленных кобыл, завезенных с Воронежской области. Стали заниматься выведением отечественной породы крупных тяжеловозов. Клерон-Реми – жеребец.






Rambler's Top100